Демократы (I и III квадры):
- Демократ воспринимает и определяет себя, прежде всего, через личные качества. При восприятии других людей для него также первичны личные качества человека (насколько лично ему он близок, интересен, приятен или неприятен; его ум, идеи, внешность, вкусы и т. д.). Индивидуализм в большей степени присущ демократу: «я — это я».
- Формирует свое отношение к какому-либо человеку, исходя из отношения к личным качествам данного человека (авторитет, интеллект, личные достижения и т. п.). Признает преимущество отдельных личностей исходя из их индивидуальных качеств. Отношение демократа к другому человеку не будет базироваться на его принадлежности к той или иной группе, а также на своих отношениях с представителями этой группы.
- Не склонен воспринимать людей, с которыми он общается, как представителей некоего «круга общения», обладающих особыми качествами, присущими именно членам этого круга.
- Демократ не склонен использовать в речи выражения, обобщающие «групповые черты» отдельных людей (например, «типичный представитель»).
Аристократы (II и IV квадры):
- Аристократ зачастую воспринимает и определяет себя и других людей через групповую принадлежность (деление на группы может происходить по самым различным критериям: профессиональная принадлежность, пол, возраст, национальность, место жительства и т. п.), например: «я — представитель», «этот — из таких-то». Аристократу более присущ коллективизм.
- Отношение к другому человеку формирует под влиянием своего отношения к группе, к которой принадлежит данный человек. Аристократу бывает непонятно, как можно одновременно принадлежать к двум враждующим или противоположным группам: «Ты либо с нами, либо с ними — тогда против нас».
- Выделяет свой круг общения по каким-либо признакам, осознает его некую «особость».
- В речи аристократа часто звучат выражения «группа», «типичный представитель», «наши», «все они такие» и т. п.
Примечания
- Наиболее кратко суть данного признака можно выразить так: примат коллективного «Мы» (аристократы) или индивидуального «Я» (демократы) и соответствующих ценностей.
- Можно сказать, что аристократ — существо в большей степени социальное, а демократ — индивидуальное. Поэтому спор, что важнее — личность или общество, разрешен быть не может.
- С точки зрения социальной психологии, при восприятии нового человека аристократом сильнее задействованы механизмы социальной перцепции: каузальная атрибуция («степень зависит от уникальности или социальной обусловленности поведения») и эффект ореола («проявляется, если субъект имеет минимум информации об объекте»). Оба они — часть процесса стереотипизации (восприятия через стереотип) [1, с. 128].
Гипотезы
Аристократы:
Этики-интуиты создают новые группы («жители спальных районов», «типичный представитель нового поколения вратарей») — суммируя некие совокупные черты, присущие большинству. Логики-сенсорики пользуются группами, которые создали этики-интуиты — тем самым переключаясь на свою сильную логику и уже на ее основе строя личные отношения.
Демократы:
В представлении демократов, группа создается из личностей, объединенных общим интересом, делом, идеей (логики-интуиты) или на основе взаимной симпатии (этики-сенсорики). При этом группа не является в сознании демократа основанием для построения иерархии в обществе.
Влияние данного признака на определение типа личности
- Иерархия и статус часто описываются как понятия, присущие структурной логике. По нашим наблюдениям, это не совсем верно. «Белые логики» первой квадры будут придерживаться формальных требований, но не станут перестраивать все свое поведение в соответствии с новым статусом. Так будут поступать аристократы, наиболее явно — «белые логики» второй квадры. Из-за этого может возникнуть путаница. Если понаблюдать, то прочие аристократы не менее склонны к «статусным играм», например: «Я требую, чтобы ко мне относились как к директору» (ЭИЭ), «Не могу общаться с вышестоящими» (ИЭЭ).
- Деление людей на «своих» и «не своих» часто относят к наполнению аристократизма. На самом деле, «свои» и «не свои» есть для любого «белого этика», в том числе и демократа (СЭЭ, в особенности ЭСИ). Если раскрыть данное понятие, то «свой» — это тот, с кем установлены близкие отношения, есть родственная связь или душевная привязанность. У ИЭЭ и ЭИИ душевная привязанность и принадлежность к группе совмещаются: «свои» и «не свои» у них — это члены «своей» либо «не своей» группы.
- Обращение на «ты» и на «Вы» не всегда значимо с точки зрения наполнения данного признака. Согласно нормам этикета, правилам поведения, к старшим принято обращаться на «Вы», а разные неформальные объединения, наоборот, практикуют обращение на «ты» независимо от возраста. Если у ребенка мама — его учительница, он будет в классе обращаться к ней на «Вы»; можно привести и другие примеры. Важно не то, как обращаются, а что стоит за этим обращением.
Примеры
Демократы:
«Меня не интересует социальная принадлежность человека и прочие социальные знаки». «В голову не приходит определять принадлежность к какой-либо группе. Человек — это единица». «Важно, что представляет из себя сам человек». «Когда я общаюсь с человеком, мне вообще "по барабану", кто он — мужчина или женщина». «Трудно определить, в чем заключается принадлежность к группе, не могу выделить что-то, чем мы выделяемся из всех остальных». «Я являюсь представителем только своих идей». «Группы замечать могу, но это "игра"».
Аристократы:
«Воспринимаю людей по принадлежности к группе, "сажаю" каждого на какую-нибудь "полочку" ("хорошая мамаша", "лапочка"…)». «Если удается определить принадлежность к группе кого-либо, это радует. Легче воспринимать информацию от человека, зная его принадлежность к группе». «Я выделяю людей по профессиональным качествам. Первое: к какой социально-экономической группе человек относится. Второе: профессионал он или нет, как он себя ведет, по личным качествам». «Я к тебе обращаюсь как к типичному представителю переводчиков». «У нас на работе взяли нового секретаря, так вот она… работает плохо, и вообще не тот человек. Может потому, что живет в спальном районе… Только не подумайте, что я аристократ какой-то!». «Мне эта религия ни к чему, но простым людям надо». «Ты принадлежишь к моему кругу общения, а люди моего круга общения не крадут туалетную бумагу из "МакДоналдса"!».
Следствие по квадровым признакам
Понятие «дух квадры» или «ценности квадры» может быть выражено через наполнение трех квадровых признаков. Так, например, песню 1930-х годов: «Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда» — сочинил кто-то из второй квадры, но не потому, что «квадровым духом повеяло», а потому, что в ее тексте просматриваются два признака — веселые и решительные — которые в таком сочетании есть только у второй квадры.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии