Соционика - новый подход к пониманию человека и общества

Posted on: пн, 07/12/2021 - 20:34 By: Rumambakharum

 

Рассматриваются методы новой науки - соционики, возникшей в трудах А.Аугустинавичюте из обобщения типологии личности К.Г.Юнга. Аналитический аппарат соционики позволяет анализировать структуру психики человека, динамику социума, ментальность наций, социально-политические и исторические процессы с высокой точностью, прогнозировать отношения между людьми, формировать слаженные коллективы. Соционика также используется в гуманитарных науках (социология, философия, лингвистика, литературоведение и др.).

Ключевые слова: соционика, психоанализ, типы личности, интертипные отношения, ментальность наций, менеджмент, лингвистика, социология, ментология.

Журнал "Соционика, ментология и психология личности" посвящен интердисциплинарной науке соционике и ее практическим приложениям в различных областях человеческой деятельности. Что же такое соционика?

Определим соционику как науку о типах психоинформационных систем (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодействиях между ними, или как науку о типах информационного метаболизма. Соционика как наука явилась развитием теорий строения психики, у истоков которых стояли две гигантские фигуры в психологии XX века - Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.

Фрейд впервые в психологии предложил структуру психики, состоящую из 3 уровней или подсистем - сознания (Эго), предсознания (Супер Эго) и подсознания или бессознательного (Ид). По данным клинических наблюдений им было дано описание взаимодействия этих подсистем и обращено особое внимание на функционирование бессознательной части психики, составляющей большую часть душевного аппарата. Он показал в явном виде связь психических заболеваний человека с нарушением равновесия системы Эго - Супер Эго - Ид.

Идеи Фрейда о строении и функционировании психики развил Карл Густав Юнг. Несмотря на расхождение с Фрейдом по ряду вопросов, он уточнил понимание работы психики как системы Эго - Супер Эго - Ид и ее дифференциацию по психологическим функциям. Собственно его можно назвать основоположником теории психологических типов, приведшей к созданию соционики. В своей работе "Психологические типы" К.Юнг предложил структурирование психологического типа по следующим шкалам: экстраверсия - интроверсия, рациональность - иррациональность, мышление - эмоции, интуиция - ощущения и выделил восемь типов по ведущей (доминирующей) психологической функции - эмоциональный, мыслительный, интуитивный и ощущающий (сенсорный) как экстравертированные, так и интровертированные.

Аушрой Аугустинавичюте независимо от И.Майерс-Бриггс была уточнена классификация К.Юнга и построена расширенная система, содержащая 16 типов информационного метаболизма. Была разработана модель психики (впоследствии оказавшаяся применимой и к обществу), состоящая из информационных блоков или функций, составляющих ментальный уровень, содержащий сознание (Эго) и предсознание (Супер Эго), и витальный уровень. содержащий бессознательные подсистемы Ид и Супер Ид. Таким образом возникло новое направление - соционика.

Перечислим основные положения соционики:

1. Сознание человека рассматривается как информационная система, включающая в себя 8 подсистем отражения отдельных аспектов воспринимаемого мира, или функций информационного метаболизма: интуицию, сенсорику (ощущения), логику (мышление) и этику (эмоции) с учетом экстраверсии или интроверсии.

2. В отличие от схемы К.Г.Юнга, введено понятие об иерархическом дискретном расположении функций и степени их дифференциации как в сознании, так и в бессознательном - от самой развитой и дифференцированной до наименее развитой.

3. На каждом из уровней (сознательном и бессознательном) размещены в порядке степени дифференциации по две пары противоположных или дополнительных функций. При этом в одной паре находятся рациональные функции, а в другой - иррациональные.

4. По характеру восприятия, переработки и выдачи информации выделяются 16 типов информационного метаболизма в зависимости от комбинации 8 функций.

5. Характер мышления, потребности, мотивация поведения и само поведение человека (и человеческих сообществ) определяются во многом его типом информационного метаболизма (ТИМом).

6. Каждый ТИМ характеризуется особенностями восприятия тех или иных аспектов окружающего мира, на которые накладываются воспитание и культурный контекст эпохи. Это уже индивидуальность, личность.

7. Отношения шестнадцати ТИМов как информационных систем характеризуются 16 типами отношений: от полной совместимости и дополнительности до конфликтных отношений.

8. Шестнадцать ТИМов образуют социон, подразделяющийся на 4 устойчивые по психологическим отношениям четверки ТИМов - квадры.

Помимо симметричных отношений (их двенадцать) существуют и асимметричные (отношения социального заказа и контроля). Эти отношения образуют в соционе так называемые кольца социального прогресса, по которым происходят трансформация и реализация, воплощение информации. Все четыре квадры связаны между собой двумя кольцами социального прогресса - эволюционным и корректирующим.

В обществе группировки типа квадр играют большую роль, благодаря тому, что квадра объединена общим миропониманием, мировоззрением и взаимопониманием партнеров.

В свою очередь и квадра разделяется на две диады, в каждую их которых входят дополнительные или дуальные ТИМы.

А.Аугустинавичюте замечает, что дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно сознается и собственная полезность другим людям, и собственное место в обществе. Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все чувства неполноценности и страха .

Характерной чертой соционики является наличие хорошо разработанного теоретического аппарата. Примечательно, что этот аппарат может быть использован при рассмотрении таких проблем, как психология общества, психология масс, культурные и исторические процессы. Соционика может применяться и в семье, и в коллективе, в управлении собой, в создании психологического климата, при комплектовании рабочих групп. Особенно это относится к группам, изолированным от социума. Соционические закономерности можно проследить во всех сферах человеческой деятельности или организации коллективов, от самых малых - семьи - до общества. Эти закономерности можно проследить в социально-политических процессах, науке, искусстве, то есть везде. Дело в том, что наблюдаемый мир деятельности человеческого духа определенным образом структурирован закономерности подобного структурирования и описывает соционика.

Изучение соционикой типологии и взаимодействия различных типов не отменяет индивидуальных личностных факторов. Другими словами, личность отдельного человека лежит внутри соционического типа. Но соционическая классификация позволяет уже говорить о мотивации, ценностях, общем направлении поведения человека.

Для каждого человека соционика развертывает его возможности, которые он порой и не осознает, позволяет ему правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, а, следовательно, верно выбирать области применения своих сил, талантов, навыков, правильно строить отношения с другими людьми.

Знание соционики как теории интертипных отношений позволяет целенаправленно формировать наиболее устойчивые коллективы с оптимальным социально-психологическим климатом и высокой работоспособностью. Это особенно важно для людей, по роду профессии вынужденных длительное время находиться в отрезанных от обществах группах: полярников, участников геологических партий, моряков, космонавтов и т.п. Это особенно важно в экстремальных условиях, когда человеческий фактор становится решающим. Соционика может быть применена в службе семьи для прогнозирования устойчивости браков, как одно из средств регуляции межличностных отношений. Ее с успехом можно использовать в медицине при проведении психотерапии, психодиагностики.

Особый интерес представляет применение соционики в педагогике. Киевскими исследователями разрабатывается новая концепция обучения в связи с необходимостью учета типов личности как учеников, так и учителей и воспитателей.

Таким образом, соционика - это интердисциплинарная наука: являясь разделом психологии личности, соционика охватывает и вопросы социальной психологии, предлагая научные объективные методы нахождения причин противоречий в семье, коллективе или обществе, и методы разрешения этих противоречий.

Более обобщенно можно сказать, что там, где старая психология личности и социальная психология видели хаос человеческих отношений, соционика обнаружила четкие закономерности, выделив взаимодействие типов личности, их естественных группировок (квадр), а также взаимодействие и борьбу (т.е. интерференцию) идеологий, мировоззрений и элементов культуры, сформированных носителями различных ТИМов в определенных исторических условиях на основе особенностей их информационного метаболизма и контакта с окружающим миром, социумом.

Значение соционики - в переходе от представлений о структуре психики и моделей межчеловеческих отношений как суммы разрозненных фактов и гипотез к упорядоченной и строгой системе, т.е. собственно науке с практическими применениями.

Соционика, с ее мощным аналитическим аппаратом, соотносится с гуманитарными науками так же, как математика - с науками естественными. Подобно математике она дает им язык четких структур и категорий. Можно предположить, что переход многих гуманитарных исследовательских направлений к статусу строгих научных дисциплин возможен лишь с использованием аналитического аппарата соционики.

Встречаются утверждения, что соционика - это часть психологии, поскольку ее типология это типология психологическая. Однако это лишь частный случай соционики, т.к. она описывает любую совокупность людей и их взаимодействие между собой. Ее методы позволяют описывать любые аспекты деятельности человека, и в настоящее время выделяется целый ряд направлений и приложений:

1) соционика психологии, типологии личности, интертипных отношений и семьи;

2) аналитическая (модельная) соционика - инструментарий исследований: информационные модели, обработка информации, методология;

3) психоаналитическая соционика и социоанализ (бессознательное поведение людей и коллективов);

4) соционика общества (структура реального общества, его трансформации), политологическая соционика (структуры политических движений, типы их лидеров, идеология и др., взаимодействие с ментальностью общества), соционика социально-политических процессов, соционика интегральных типов (коллектив, общество) и психоинформационных систем;

5) соционика бизнеса, менеджмента, управления и рекламы (взаимодействие с людьми, подбор кадров, формирование коллективов и их стабильное функционирование, увеличение эффективности рекламы методами соционики);

6) этносоционика или культурологическая соционика (типы этносов, культур, их ментальность, стереотипы поведения, взаимодействие между этносами);

7) историческая соционика (развитие общества, закон сменяемости квадр, исторические деятели, их взаимодействие с обществом);

8) возрастная соционика (личность в процессе развития);

9) педагогическая соционика (формирование учебных групп, особенности индивидуального обучения);

10) медицинская соционика (размещение пациентов в больничных палатах, комплектация лечебных групп, наркологическое лечение, психотерапия);

11) соционика специальных малых групп;

12) лингвистическая соционика (лингвосоционика) - исследование языковых и речевых явлений;

13) соционика литературного творчества (литературный язык, личность автора, его героев, семантика текстов);

14) соционика искусства (музыка, живопись, кино и др.);

15) соционика религиозных, идеологических, философских и иных системы;

16) соционика эзотерических систем и древних знаний;

17) соционика энергоинформационных взаимодействий;

Наш список неполон и увеличивается по мере возрастания числа исследований, которые и призван освещать журнал "Соционика, ментология и психология личности".

Автор
Букалов А.В.